Где он, русский рок
Было или не было?
Одно время предметом споров была такая мысль, что русского рока не может быть. Это какая-то чуждая культура и для российского уха не приемлема. Но теперь нередко приходится слышать споры о том, жив ли русский рок? Что это значит? Русский рок появился, развивался и, вероятно, скончался в промежуток между этими спорами? Тот факт, что музыка конца двадцатого века на всем постсоветском пространстве испытала влияние Запада, и рок все-таки проник к нам, оспаривать сложно. Если его назвали русским, значит, он обрел какие-то присущие нашей культуре черты. Имена Гребенщикова, Шевчука, Науменко, Цоя и других прочно связаны со стилем рок. Теперь это считают классикой, глядя на современные рок-группы, которых больше интересует коммерческий успех никак не связанный с понятием искусства, становится скучно. Да теперь рок, если он есть, живет не вопреки. В истории искусства давно заметили тенденцию, что все великие стили и направления возникали во времена деспотии и развивались вопреки, а не благодаря какой-то ситуации. Сегодня нет каких-то врагов, сегодня не с чем и не с кем бороться. Как тогда жить и развиваться року? Но ведь все музыканты утверждают, что музыка это искусство исключительно мирное и для борьбы непригодное. Да, но самовыражение с помощью музыкальной формы способно расшевелить нечто, что заставит мыслить по-иному.
Специалисты видят причины неудач русского рока в том, что снизился общий уровень музыкантов. Да, группы создаются, песни поют и даже на неплохие стихи они их слагают. Русские тексты всегда глубокомысленны, широки и чисты. Но музыка оставляет желать лучшего. Если убрать текст, то не останется ничего. Именно поэтому российские группы не увидеть на престижных фестивалях рок музыки Reading Festival и на Rock in Rio. Они просто неинтересны. А настоящее произведение в стиле рок даже при полном непонимании текста и смысла способно захватить, заинтриговать, зарядить энергией.
Нужно ли искать причины этого и менять ситуацию? Это уже совершенно другой вопрос. Пусть будет русский рок, понятный русскому слушателю и не понятный всем остальным. И жить он будет до тех пор, пока будут у него свои поклонники и исполнители.