Леонид Баксанов — Back In USSR… Впечатления от концерта Пола МакКартни в Москве

Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в МосквеКогда-то это должно было случиться. Многолетняя мечта отечественных поклонников ливерпульского квартета объединилась с давним желанием самого сэра Пола Маккартни выступить с концертом на Красной площади. Одному Богу известно, сколько тысяч битломанов со всей страны оказались в этот солнечный день в центре столицы. Основную часть делегации нашего города составляли члены Уральского Битлз-клуба.

Эту поездку мы окрестили Волшебным Таинственным Путешествием, намекая на недооцененный современниками сюрреалистичный музыкальный фильм Magical Mystery Tour, замысел которого в 1967 году пришел в голову юному Маккартни.

Замкнулся очередной виток спирали. Через 36 лет повзрослевшие фанаты с замиранием сердца мчались в поезде навстречу своей юности. Сжимая в руках заветные билеты в самый дальний сектор гигантского «кладбища особого рода»Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в Москве (термин депутата Митрофанова, призывавшего к запрету концерта), каждый из нас верил в свою звезду и надеялся на чудо. Оно не заставило себя ждать. Благодаря бесценной инициативе виртуальных друзей с национального сайта www.beatles.ru, убедивших организаторов гастролей н необходимости создания «сектора поддержки» прямо перед сценой, нам фантастически повезло и мы наблюдали выступление Пола и его группы на расстоянии 5 метров. Впрочем, все по порядку.

Дорога

Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в МосквеРадость полуночного погружения в московский поезд омрачена бессметным числом сынов Поднебесной. Дамоклов меч атипичной пневмонии зависает над нашими буйными головами.

В ход идут медикаментозные и народные средства, но к вечеру следующего дня кое-кто испуганно покашливает и ощущает сухость в горле. По каким-то неуловимым признакам на стоянках опознаются коллеги по грядущему событию, происходят знакомство и обмен свежей информацией.

Владеющие кистью на красном шелковом полотнище выводят заветные слова «Back In USSR». Нешуточная гроза за окнами вагона завершается роскошной радугой, принятой за добрый знак.

Утро

Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в МосквеДремлющая столица встречает ярким солнцем и огромными плакатами с рекламой концерта. Фиксируемся на фоне трехметрового Пола и рассыпаемся по городу с твердым намерением встретиться возле ресторана с ласкающим ухо названием «Yellow Submarine». Здесь дожидаемся москвичей, которых до этого знали лишь по виртуальным никам на битловском сайте. Знакомимся и с Женей Ененко из Челябинска, сумевшей год назад автостопом добраться до Англии и взять автограф у самого сэра Пола. В тот момент о подобной удаче даже не мечтаем, трепетно дожидаясь очереди на получении вожделенных «проходок» в спецсектор.

Первый контакт

Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в Москве«Сарафанное радио» извещает о том, что есть смысл оказаться в час дня возле гостиницы «Балчуг». Несколько десятков фанатов всех возрастов с пластинками и плакатами мирно кучкуются у парадного подъезда, тщетно вглядываясь в глубину стеклянных дверей. Любой подъезжающий лимузин вызывает оживление в рядах охотников за автографами. Выход Маккартни в народ предваряет усилившаяся суета «секьюрити». Приветственно подняв руку над головой, Пол словно дает отмашку, и к нему прямо через дорогу мчится несколько доморощенных папарацци. Один спешит увековечиться на фоне кумира, другой тщетно жаждет получить заветный росчерк фломастера. Охрана действует по инструкции и мгновенно разбрасывает всех и вся в разные стороны. Пол скрывается в чреве черного автомобиля, который вслед за гаишным «Мерседесом» мягко катится в сторону Кремля.

Шесть часов до атаки

Леонид Баксанов   Back In USSR... Впечатления от концерта Пола МакКартни в МосквеСразу за Храмом Василия Блаженного на васильевском спуске собирается пишуще-снимающая братия. Желающим попасть на саундчек группы и пресс-конференцию с Полом предстоит пройти аккредитацию – наиболее бестолковое мероприятие этого знаменательного дня. Трехчасовое ожидание под жарким майским солнцем украшают картинки с натуры. Вот из ворот Спасской башни выходит группа телевизионщиков. Судя по репликам, они сопровождали экскурсию высокого гостя но Кремлевскому двору (гид — В. В. Путин). А вот стройными рядами проходят «люди в черном» (среди бравых клонов-охранников попадаются и строгие девицы «a la Nikita»), за ними вразвалку топает камуфляжный спецназ в малиновых беретах, следом едва поспевают девчушки в желтых футболках с надписью “staff”, вслед за ними маршируют солдаты и пешие милиционеры. Неподалеку гарцует конная милиция. Под звон курантов к единственному проезду на площадь подкатывает длиннющий лимузин. К нему бросаются каждый, кто еще стоит на ногах. Охрана окружает авто плотным кольцом, но кому-то удается пожать протянутую из окна руку. Чью — непонятно.

Пресс-конференция

Пройдя не слишком строгий контроль, мы выходим к первым рядам и видим на сцене самого настоящего битла. Он жмурится от солнечных лучей и напевает под гитару нечто вроде: «Вот я сейчас стою на Красной площади и играю для вас эту песню». Пока нас доводят до назначенного места, уже оккупированного полусотней операторов с видеокамерами, Пол садится за цветное фортепиано и запевает “Lady Madonna”. Закончив настройку, музыканты спускаются со сцены для пятиминутной фотосессии, после чего сэр Пол в сопровождении эскорта охраны подходит к нам и поднимается на постамент. Процедура разговора с английской стороны продумана до мелочей. Личный пресс-офицер Джефф Бэйкер, ориентируясь на мимолетный взгляд шефа, называет следующего участника разговора: «Дама в красном платье, пожалуйста». Отлаженную картину нарушает девушка-переводчик. То она «забывает» переводить ответы Пола и нам приходится полагаться на собственные познания языка, а то и вовсе загоняет его в тупик, когда Маккартни, внимательно выслушав российского журналиста и не получив перевода, продолжает мило улыбаться, изображая микрофоном работающую электробритву. «О чем вы разговаривали с президентом Путиным?». Пол улыбается: «Это секрет». После небольшой паузы «выдает» главные темы: Сибирь, Москва, Россия, война. “Приезжала ли группа “Битлз” в Советский Союз?”. Самый “насущный” вопрос бывший Битл игнорирует, оставляя эту загадку неразрешенной. Коварный вопрос «Какую песню Вам труднее всего исполнять на концертах?» ненадолго заставляет его задуматься. В итоге признается, что ему приятно исполнять любую песню и они не составляют для него никакой трудности. «Когда вы приедете на Украину?» (и на Урал — мысленно добавляю я). Внимательный к репликам присутствующих Пол тут же подхватывает «подсказку из зала» и пропевает строчку из песни: “Well the Ukraine girls really knock me out” «Если бы вам посчастливилось спеть на Красной площади вместе с Джоном Ленноном, какую бы песню вы исполнили?» — «I Want To Hold Your Hand» («Я хочу держать твою руку»). «Какой город Земли Вы считаете самым лучшим?» — «Ливерпуль!» (одобрительные хлопки и крики). В основном, вопросы банальны, ответы предсказуемы, но очень интересно наблюдать, как общается с прессой всемирно знаменитый миллиардер, не потерявший чувства юмора. Из-за строгости регламента нам не удается передать сэру Полу скромный подарок от нашего клуба вместе с приглашением посетить Урал. Зато сразу после общения с прессой активисты сайта beatles.ru дарят музыканту специальную левостороннюю бас-балалайку (Пол по-прежнему левша). Изысканный инструмент украшает табличка с цитатой из знаменитой битловской песни «Снова в СССР«: «Let me hear your balalaika’s ringing out«. Растроганный Маккартни благодарит ребят, крепко жмет каждому руку и покидает площадь. Оставшиеся бросаются к счастливчикам в надежде ощутить тепло ладони великого музыканта.

На пороге

Два часа до официального начала концерта пролетают в детальном разглядывании оснащения гигантской сцены, хоровом пении битловского репертуара и пристальном узнавании vip-персон, неспешно заполняющих сидячий партер. Появление Михаила Боярского отмечают шлягером из «Трех мушкетеров». Нестареющий Д’Артаньян в неизменной черной шляпе скрывает смущение в принужденной беседе с Николаем Расторгуевым. Скромно проходит Андрей Макаревич с сыном и картиной в руках, за ним Дмитрий Дибров, вроде бы с дочкой. Улыбающийся Лев Лещенко что-то отвечает девушке с микрофоном (через полчаса плечистый “шкаф” за какие-то грехи будет выводить ее из сектора). Мелькают знакомые лица министров и телеведущих, продюсеров и депутатов. Их усталые лица лоснятся от угощений, отведанных на специальном приеме под красочным названием «Strawberry Fields Forever».

Рок-шоу

Главные куранты отбивают полдевятого. Из-за сцены выплывают гигантские надувные цветы. На сцену поднимаются ярко наряженные люди в роскошных национальных костюмах. Пестрый калейдоскоп танцоров и акробатов олицетворяет культурное многообразие народов Земли. Музыка приобретает тревожный оттенок, актеры начинают с криками носиться по сцене, напряжение нарастает с каждой секундой. Кульминацию завершает появление огромного силуэта Пола с гитарой в руке. Экран плывет вверх и перед многотысячным людским морем воочию появляется тот, ради которого все пришли сегодня на Красную площадь — сэр Пол Маккартни. Начальные слова песни «Hello Goodbye» тонут в реве толпы, безуспешно старающейся перекричать артиста. Мощная техника качественно выполняет свои функции, донося до взыскательных меломанских ушей тончайшие нюансы. Репертуар шоу «Back In The World» основан на золотых хитах ливерпульской четверки и лучших песнях самого Пола. Каждый номер узнается с первых аккордов. Видеоподдержка на заднем плане не слишком назойлива, а крупные планы на основных экранах позволяют разглядеть исполнителей тем, кто стоит возле Исторического музея. Между музыкальными номерами Пол балагурит, представляет коллег по сцене, забавно произнося по-русски заготовленные шутки.

Публика

Если в «секторе поддержки» царит полная эйфория, то партер за нашими спинами активно реагирует только на знаковые песни. Любимый с детства «гимн битлов» под названием «Can’t Buy Me Love» заставляет всех соскочить с насиженных мест и пуститься в неистовый пляс. Хищные объективы телекамер выхватывают лица публичных персон, и вот уже вся площадь видит, как дружно поют «Hey Jude» Путин, Макаревич и Лужков и как не скрывает слез радости поседевший мужчина, поднявший над головой транспарант с надписью по-английски «Мы ждали этого тридцать лет».

Кульминация

Надвигающуюся темноту прорезают яркие лучи цветных прожекторов. Пол загадочно говорит о песне, которую он давно мечтал спеть именно здесь, в России. А все уже и так догадались. Нарастающий гул электрогитары, имитирующий взлет реактивного лайнера — «Back In The USSR«. На экранах мелькает динамичная нарезка стереотипных представлений о Стране Советов. Мощная пиротехника усиливает впечатление от бондовской классики «Live And Let Die«. Неожиданно звучит мощный взрыв, потом еще два и в финале сцену озаряют вспышки настоящего огня. Ошалевший от дыма и шума Маккартни встает из-за рояля и протирает глаза. Похоже, что сегодня саперы перестарались. Еще несколько ударных номеров и музыканты на полминуты исчезают за кулисами. Сменивший пропотевшую рубашку Пол несет в руках российский флаг и овевает им протянутые руки фанатов. Снова звучит музыка, после которой по великой просьбе (сами догадайтесь — чьей) мировая легенда рока с прежним задором исполняет на бис «Снова в СССР«. Исполнив попурри из нескольких песен, Маккартни логично завершает шоу песней «The End«, после чего покидает сцену безвозвратно. Гремят фейерверки, с неба сыплется золотистый дождь. Праздник не может длиться бесконечно.

Ночь

В такую волшебную ночь спать было просто невозможно. Требовалось погасить эмоции, переполнявшие души и тела. Об этом и позаботились наши столичные друзья, арендовавшие до утра клуб «Woodstock». От Большого театра мы шли до него пешком по малолюдной Москве, вызывая улыбки запоздалых прохожих и милиционеров. Уютная атмосфера, живая музыка, недорогое пиво – что еще нужно для того, чтобы встретить новый счастливый день.

В редакции журнала «Пермский Музыкант» Вы можете приобрести видеозапись этого концерта на компакт-диске в формате MPEG-4. Тел. 34 52 82.

В следующем номере мы продолжим рассказ о московском концерте легендарного «битла».

Любителям статистики и информации

До московского шоу Пол Маккартни выходил на сцену более 1800 раз в 30 странах мира и с The Beatles, и с Wings, и сам по себе…

Музыканты, которые помогали P.M. в его мировом шоу «Back In The World«. Москва, 24 мая 2003 года:

Расти Андерсон - гитара, любимый инструмент Gibson SG, но на концерте в основном играл на Gretsch и полуакустическом Gibson ES35. Это типичный сессионный музыкант, ранее выступал с такими звездами как Элтон Джон, Сантана, Dido, The New Radicals и многими другими. Живет в Лос-Анджелесе.

Брайан Рей - гитара, бас-гитара, играет на Gretsch Double Anniversary типа «Лес Пол» и на басу (подменяя Пола) Guild M-85. Выступал с Джонни Холидей и Милен Фармер.

Эйб Лэйбориэл Джуниор - ударные, использует в работе барабанную установку DW, включающую в себя 26-дюймовую бочку, 14 и 16-дюймовые томы, малый барабан DW Black-Coated, Hi-Hat – Remo, железо Paiste и Signature, палочки от Vic Firth. Выступал со Стивом Вэем, Seal, Стингом и другими звездами.

Пол “Викс” Виккенс - клавишные. На этом шоу использовал: Kurzweil PC2X controller keyboard, Yamaha Motif 7, Studiologic SL-MP113 MIDI pedalboard, Opcode Studio 5 MIDI-интерфейс, синтезаторный модуль Roland JV1080, сэмплер Akai S5000, YamahaVL70m, Novation Nova, синтезаторный модуль E-mu Proteus, цифровой микшер Yamaha 01v.

Программирование системы происходит при помощи Macintosh PowerBook G4. Кроме клавишных играет во время шоу на аккордеонах Hohner Student V и Allodi.

С Полом выступает с 1989 г. До этого работал с такими звездами как Боб Дилан, Селин Дион и другими, принял участие в записи 60 песен, вошедших в разное время в чарт Top Fourty.

Сам Маккартни играл на своей знаменитой, в виде скрипки, бас-гитаре Hofner Violin Bass, на Les Paul Flam Top 1960, на укулеле — маленькой гитарке (в песне Something), посвященной, как вы уже успели догадаться, Джорджу Харрисону, а также на рояле Yamaha.

Аппаратура:

В Москву прибыло 17 трейлеров с оборудованием, 175 человек обслуживающего персонала.

Самое интересное, что уже 27 мая должен был состояться концерт P.M. в Дублине (Ирландия), что означает, что во время мирового шоу Пола Маккартни по Европе катаются две, а то и три команды с оборудованием.

На Красной площади у храма Василия Блаженного (Покровский собор) была выстроена огромная сцена высотой 25 метров (7-этажный дом), на которой были установлены три больших ЖК-экрана и семь экранов поменьше (поменьше — это более 2-х метров). Общая площадь экранов — 220 квадратных метров.

Восемь 3-х киловаттных ксеноновых следящих систем.

FOH-подиум.

Акустические системы Eastern Acoustic Works.

Усилители Crown.

Две штуки Midas XL4.

Две штуки Avallon.

Три автономных генератора (два рабочих и один запасной) обеспечивали мероприятие необходимой электроэнергией.

Ну, а звук гитары самого Маккартни усиливали два басовых кабинета Mesa Boogie (2×15), два усилителя Boogie Bass 400 и два VOX AC 30.

Дизайнер сцены - Рой Беннет, который до этого работал с Marilyn Manson, Sade, Тиной Тернер, The Cure, Джорджем Майклом, Принцем, Queen.

Были исполнены следующие песни (в порядке исполнения):

01. Hello Goodbye
02. Jet
03. All My Loving
04. Getting Better
05. Let Me Roll It (в конце — 40-секундный фрагмент Foxy Lady)
06. Lonely Road
07. Your Loving Flame
08. Blackbird
09. Every Night
10. We Can Work It Out
11. You Never Give Me Your Money/Carry That Weight
12. The Fool On the Hill
13. Here Today
14. Something
15. Eleanor Rigby
16. Here There and Everywhere
17. I’ve Just Seen A Face
18. Calico Skies
19. Two Of Us
20. Michelle
21. Band On The Run
22. Back In The USSR
23. Mabye I’m Amazed
24. Let ‘Em In
25. My Love
26. She’s Leaving Home
27. Can’t Buy Me Love
28. Birthday
29. Live and Let Die
30. Let It Be
31. Hey Jude
32. The Long And Winding Road
33. Lady Madonna
34. I Saw Her Standing There
35. Yesterday
36. Back In The USSR (Реприза)
37. Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band Reprise/The End
Статья из журнала Пермский Музыкант№ 1 от 2003 г.
Разное