Андрей Хохряков — Битломания По-Пермски

Андрей Хохряков   Битломания По ПермскиДжон и Джордж перевернулись в гробу

«Битломания. Tribute to the Beatles. Пермские рок-музыканты играют песни «Beatles» — было написано на афишах, расклеенных в центре города. Акция была приурочена к 40-летию со дня выхода в свет первой долгоиграющей пластинки «Битлз». Мне, музыканту, битломану со стажем, в свое время выпало счастье прикоснуться к битловским святыням в Ливерпуле, стоять на ступеньках легендарной Эбби Роуд в Лондоне. И мне было приятно, что в нашем городе любят «Beatles» и проводят в их честь интересную акцию… Разве могли предположить музыканты ливерпульской четверки, что самые лучшие их песни в Перми ждет оглушительный провал?

Во всяком случае, наши местные «Битлы» сделали все, чтобы это произошло. Однако по порядку.

Сердобольная билетерша в ЦУМе предоставила схему расположения кресел в ДК им. Ленина, по ней битломаны загодя дотошно выбирали лучшие места. Но делали они это, как оказалось, зря. Обещанной «большой сценой» оказался тесный маленький зальчик, а мест в нем вообще не было — все пространство было свободным. Начало задержали минут на сорок. Публика томилась в дыму курилки, обреченно внимая звукам настройки. Насторожило то, что перед концертом зал покинули завсегдатаи пермской рок-сцены — участники групп «Враг Врага», «Ганс Пфалль» и «Strange Days» — они уходили хмурые, с инструментами под мышкой…

Концерт открыла команда «Посторонним В». Она отличилась уже тем, что музыканты не знали наизусть слов ни одной из битловских песен (а обещали исполнить целых две) и пели, глядя в листочки перед глазами. В конце своего выхода ребята исполнили краткую хвалебную песню самим себе, состоявшую, по сути, лишь из повторяющегося слогана «Эта посторонним вэ!». Выступления других участников были как кошмарный сон: на сцене сменяли друг друга самовлюблённые дилетанты, в силу своих способностей исполнявшие битловские вещи в панковских, рэпперских и вообще кабацких обработках. Я сам не один год играл в группе и сейчас слежу за происходящим в пермской рок-тусовке, но названия тех команд, что выступали здесь, ничего мне не говорили.

Из публики больше всего было жаль родителей музыкантов, которым приходилось слушать всех подряд, чтобы дождаться выступления любимого чада. Тинэйджерам в зале просто хотелось поскакать, но как-то не скакалось… Пара-тройка битломанов преклонного поколения вообще плохо понимали, куда они попали, и что за напевы исполняются уральскими акынами.

Исчерпав всю глубину творчества «Битлз» часа за полтора-два, играя порой одну и ту же песню по три раза, участники торжества решили ознакомить зрителей с образцами собственного сочинения. Что, впрочем, уже мало кого заботило — большинство зрителей покинуло зал. Вот лишь некоторые мнения присутствовавших:

Александр, студент, 19 лет:

- Такие концерты напоминают мне «совковую» атмосферу конца 80-х. Организация — на ужасном уровне. У некоторых команд есть драив, но в целом я не увидел большого прогресса в творчестве молодых музыкантов.

Мария, преподаватель английского языка, ПГУ, 25 лет:

- Я не ожидала услышать здесь суперанглийский, но все-таки, нужно держать марку! Ну а сочетание «Битлз» и русского рэпа – это мне вообще непонято!

Дмитрий, аспирант, 26 лет:

- Лучше купить диск хорватов «Laibah», переделавших «Let It Be» (последний альбом «Beatles» — Авт.), чем слушать эти завывания!

Марина, социальный работник, 24 года:

- Мы просто купились на название любимой группы в афише. Да сам этот зал не приспособлен для концерта заявленного масштаба!

Александр, поэт, музыкант, 27 лет:

- Я понял, почему прессу и ТВ долго не хотели пускать на этот «концерт» — чтобы не было мучительно больно за его полное убожество. Если группы даже не первого эшелона отказываются играть, и уходят на глазах у публики!.. Надеюсь, Джон и Джордж этого не видели – оттуда, где они сейчас…

Алексей, менеджер, 26 лет:

- Мне кажется, здесь не просто испохабили «Битлз», а и плюнули в душу битломанам.

Вряд ли те, кто слушал «Beatles» раньше, перестанут слушать их теперь. Жаль, если те, кто только прикоснулся к музыке великой группы, начнут судить о ней по выступлению посредственных музыкантов. Мы понимаем, что юным дарованиям нужно нарабатывать профессионализм. Но такой ли ценой? Справедливо задать этот вопрос организаторам «шоу» — пожелавшим остаться неизвестными — или тем, чье имя было упомянуто на рекламной афише: «MTV-Club’у», телекомпаниям «Урал-Информ ТВ», «СТС-МАКСИМА». По какому критерию происходил подбор участников? Разве нельзя было пригласить профессионально подкованные коллективы — те же «Лаос», «Враг врага», ветеранов пермского рока — Василия Христова, Сергея Харузина, Олега Новоселова? Ведь за те же деньги — 80, 100, 120 рублей за билет — мы могли получить удовольствие от акции, которая действительно стала бы незаурядной. А что вышло в итоге? Прикрылись вывеской «Beatles», а хотели сделать рекламу самим себе. Да и то не получилось…

Frum Gene Lennin: По моему глубокому убеждению, исключительно звукорежиссёр и аппаратура сделали всё для того, чтобы «наши местные «Битлы» сделали все, чтобы это произошло». Не надо валить всю вину на музыкантов. Кстати, были и хорошие выступления.

Frum Андрей Хохряков: Несколько слов от автора репортажа — как послесловие. Поймите, что критика концерта (отнюдь не группы «Битлз») — в целом конструктивная, с конкретными предложениями, как избежать подобных казусов в будущем. Недовольство, которое проявляли слушатели после концерта «Tribute to the Beatles», и которое я отразил в своей статье, можно, в общем, понять. Два основных пункта моей критики заключаются в следующем.

Во-первых, играть песни «Битлз» — это большая ответственность перед теми, кто их написал. Согласитесь, не каждый будет рисовать Джоконду Леонардо да Винчи: это неплохо сделал сам Мастер; мы же, беря в руки кисть и повторяя его движения, рискуем изобразить лишь жалкое подобие этого шедевра. Уж если очень хочется, руку гениального мастера нужно либо передавать один в один, либо кардинально менять весь взгляд на произведение. Вообще, по моему глубокому убеждению, творческим людям нужно не идти дорогой своих кумиров, а ИСКАТЬ ТО, ЧТО ИСКАЛИ ОНИ.

Во-вторых, «Tribute to the Beatles» — это ответственность перед зрителем, который заплатил за билеты от 100 до 200 рублей. Я сам не один год играю в группе и неудачный звук легко прощаю. Мы играем живую музыку, и всегда должны быть к этому готовы. Заметьте, репортаж содержит не только мое мнение, но и мнение слушателей. Никто не поставил в укор музыкантам плохой звук. Скорее причина недовольства зрителя — в самой организации концерта: какой зал был для этого подобран, и какого качества в чисто техническом (пальцы я имею ввиду) исполнении были отобраны группы. Согласитесь, даже на самой завалящей аппаратуре Эрик Клэптон все-таки нашел бы нишу проявить свое мастерство.

Вообще хотелось бы пожелать молодым пермским музыкантам совершенствования и успеха; чтобы слово нам давали не в связи с именем авторитетной группы (типа «Битлз») в афишах, а за наши личные заслуги, за наше личное творчество. Аминь.

Статья из газеты Пермские Новости от 10/01/2003 г.

Разное