Виктор Моринов — С нами, Питер, вместе гаркни: «Запевай «Hey Jude», Маккартни!»
Заметки старого фаната «Битлз» в назидание молодым битломанам с концерта сэра Пола в С-Петербурге
Начну с того, что моя нога ступила на землю любимого мною города ранним утром 19 июня, когда Пол уже отметил свое 62-летие, как позже я узнал, поочередно в трех ресторанах Санкт-Петербурга. То есть, попасть хотя бы на маленький фуршет по поводу дня рождения великого музыканта и певца мне явно не светило. Тем не менее, я был полон радужных надежд, которые поселились и пребывали в моем сердце уже, примерно, с марта, когда я впервые узнал, что «экс-битл» собирается в Северную Венецию. Вместе с тем, тогда мне было еще неведомо, что на его концерте на Дворцовой площади, я буду заниматься благотворительностью, сорву голос, окажусь вне себя от счастья и пойму: если Меладзе называют «последним романтиком», то я, скорее всего, последний мечтатель. Потому как, около 40 лет мечтал увидеть вблизи хоть кого-нибудь из «Битлз». И надеялся, что это удастся. Ведь, как утверждает писатель Пабло Коэльо в романе «Алхимик», если человек к чему-то очень сильно стремится, то вся Вселенная приходит ему на помощь…
А пока, моя программа-минимум состояла в том, чтобы узнать какое место на этом празднике жизни уготовили мне судьба и питерские друзья. В то же время, была и вполне реальная макси-цель: побывать на национальном съезде битломанов, назначенном на эту субботу клубом «Битлз.ру». Потому, наскоро отметив приезд со своими «хозяевами», я отправился в городской Дворец учащейся молодежи, что недалеко от Невского проспекта, где должно было состояться это «безобразие». В предложенный час, около полудня, перед входом в него собралась приличная — в прямом и в переносном смысле слова толпа человек в двести, прибыл почетный гость — Михаил Боярский и члены питерской группы Beatween, косящей под «битлов» и исполняющей кавер-версии их песен. К моей радости, среди тусующихся были не только те, кому, мягко говоря за 30, но и вполне молодые парни и девушки. Они группировались вокруг нескольких самодеятельных музыкантов, игравших на гитарах и других подручных инструментах до боли знакомые мелодии ливерпульской четверки и хором пели. Наконец, организаторы действа дали команду на вход в конференц-зал. И вполне культурно все двинули по красивой широкой лестнице на второй этаж. Правда, вскоре восхождение застопорилось по непонятным причинам, и мы стали напоминать солдат, матросов и крестьян, уснувших во время штурма Зимнего. Впрочем, народ вел себя вполне культурно, и только один из группы крепко сбитых солидного возраста «битломанов», очень похожий на телеведущего Льва Новожженова, возмутился, молвив: «Все-таки, что в России не строй, все равно КПСС получается. Давай, ребята, в зал…». Но его революционный клич остался без поддержки, тем более, что минут через пять «лед тронулся». Опуская незначительные подробности, скажу, что обставлено помещение было вполне скромно, и если бы не плакат-растяжка на одной из стен, на котором было начертано что-то вроде: «Маккартни: Москва, С-Петербург, Next stop — Екатеринбург», то можно было бы подумать, что это комсомольское собрание или, на худой конец, сборище дворовой общественности. Впрочем, кое на ком была еще одна отличительная деталь: синие, на мой взгляд, вполне заурядные и даже «кичевые» майки с силуэтом Пола, выпушенные к событию клубными активистами. Их тут же можно было и купить за «пол-штуки», они же выступали в качестве подарков-наград для активистов отечественного «битловского» движения, коих позже чествовали. Но до того, в лучших советских традициях, был сделан небольшой доклад о географии распространения идей клуба «Битлз.ру» на территории СНГ, о значении творчества британской группы, и прозвучало несколько выступлений. В том числе, от екатеринбургской делегации, глава которой сообщил, что в их городе дело почти решенное: установить памятник «Битлз», с эскизом и проектом коего можно было ознакомиться тут же, в фойе. При этом было сообщено, что попытка заполучить на «благородное собрание» самого сэра Пола Маккартни не удалась. Зато, говоря языком армейских служак, «среди тут» находилась съемочная группа будущего фильма с рабочим названием «72 часа — в Петербурге» (время проведенное П.М. в городе в ходе летнего тура-2004), специально для которой было организовано буйное ликование присутствующих со «стенд-апом» и ревом, в чем с удовольствием, хотя и в задних рядах, принял участие и я. И еще стоит заметить, что сцену украшал непременный партийный атрибут — трибуна, ораторам с которой зал не слишком внимал. А Михаил Боярский, вторично поднявшись на сцену после получения причитавшихся именитому гостю майки и бесплатного билета на концерт, прямо заявил: «Ребята, если я еще раз увижу в вашей среде этот предмет, то больше к вам не приду. Трибуна — это смерть».
Здесь, пожалуй, можно поставить точку в рассказе об этой своеобразной прелюдии к главному событию «питерского июня-2004», поскольку данный после мини-концерт силами вышеупомянутой группы «Битвин» мало кого тронул за живое. Во-первых, любое выступление выглядело бледно в преддверии будущей очной встречи у Александрийского столпа с самим легендарным Маккартни. Во-вторых, коллектив действительно оказался так себе. И надеюсь, я слышал о нем в первый и в последний раз. Впрочем, быть может, во мне говорит ревность или досада. Поскольку я предлагал до начала всего этого главарям «Битлз.ру» песню собственного сочинения (надеюсь редакция поместит её текст в конце этого повествования) под названием «Битлз we say today», которая могла бы быть здесь впервые исполнена и стать неофициальным гимном грядущего события, но те встретили идею холодно и вообще замолчали ее. Впрочем, Бог нам судья. Тем более что пора переходить к самой сути.
А она началась с того, что наутро, как только наступило время вешания радио Санкт-Петербурга, его ведущий в новостях сообщил: на Дворцовую площадь не будут пускать ни с фотоаппаратами, ни с какими бы то ни было напитками. Поэтому, когда около 6 часов вечера я появился здесь в сопровождении моей бывшей однокурсницы с филфака ПГУ и младшей своей дочери Дианы, даже «мыльницы» при нас не было. А то легкое спиртное, что могло бы булькать в небольшом флаконе, уже уютно покоилось в желудках двоих, разумеется, взрослых, из нашей «святой троицы». Кстати, хочу отдать должное моим верным спутницам. Оказалось, только они из всей массы человек, коих я пытался вовлечь в событие, как сейчас называется, не «кинули» меня. Два моих лучших пермских друга, в прошлом заядлые битломаны, хотя изначально многого не обещали, но, в конце концов, нашли причины, чтобы не поехать на концерт кумира. Также вышло и с питерским другом детства, у которого на тот период выпали одновременно и похороны родственника и рождение второго внука. А еще один замечательный человек, обещавший мне приглашение в VIP-ложу, сам «обломался», поскольку его благодетель по этой части попал в больницу. Впрочем, никого из всех упомянутых я не стал любить меньше, зато благодарность к дочери и сокурснице переполняла меня больше, чем проглоченный по случаю радости алкоголь, хотя нам предстояло расположиться всего лишь в танцевальном партере. Почти в недосягаемости поля зрения сэра Пола, и без надежды увидеть его вблизи, а не на огромных экранах. Хотя, забегая вперед, скажу, что это, в конце концов, мне удалось! Но об этом — в заключении…
Итак, час пробил. Но стрелки часов двинули дальше, а на площади ничего не происходило, кроме колыхания людской массы и звучания — о, нелепость — легкой оркестровой музыки. Так продолжалось целый час. За это время над нами пронеслась синяя грозовая туча, изрядно облившая нас дождем и я уже начал подумывать: а не начнет ли Маккартни концерт, после того как небо прояснится, с песни «It’s Getting Better», что в переводе означает «Меняется к лучшему». Но он явился, как и было запланировано программой, с композицией «Jet» с альбома, если мне не изменяет память, «Band On The Run». До того лично мне в некоторую тягость пришлось вытерпеть 20-минутное кривляние на сцене и возле нее английских шутов, которые изначально, якобы, должны были «разогревать» публику целых два часа. Их вид живо воскресил в памяти кадры из мультфильма «Бременские музыканты» и слова песенки: «Мы к вам заехали на час. Бонжур, хелло! А ну, скорей любите нас, вам крупно повезло!» Но, слава Богу, все когда-нибудь кончается. И крошечный (с того места, где мы стояли) сэр Пол приступил к работе! Как выяснилось потом, это была действительно работа по жестко утвержденной их капиталистическим «худсоветом» программе, которая один к одному повторяла прошлогоднее выступление Маккартни в Москве, на Красной площади. Мы сравнивали с видеозаписью, показанной в Питере той же ночью — с 20 на 21 июня — по телевидению. Быть может, исключение составили две песни, что Пол посвятил своим друзьям из «Битлз» — Джону Леннону и Джорджу Харрисону. Я, конечно, поскорбел вместе с ним, но поскольку хотелось легко узнаваемых вещей, не сильно прочувствовал эти произведения. В остальном, «пятачок», на котором наша милая компания расположилась — в прямом выходе на сцену, отчего энергетика исполнителя и наша шли навстречу друг другу — позволял «оттянуться» в полной мере. Можно было кричать, подпевать без боязни не попасть в такт или переврать слова, скакать сколь хватало сил. Чем мы (я в большей степени) не преминули воспользоваться. Так к концу концерта мои голосовые связки лишились способности воспроизводить приятные окружающим звуки. Причем, местечко было еще и интересно тем, что прямо перед нами «балдели» два старых, слега спившегося вида битломана, один из коих, уже полысевший, но не срезавший струящихся по вискам редких кудряшек, после каждой песни Пола ложился, простите за игру слов, на пол. Точнее, на брусчатку Дворцовой площади и всем своим видом показывал, что умирает. Позже оба куда-то переместились. А на их месте оказалась семья из трех человек: мужчина в широкополой шляпе, как у Леннона на фотографии с пластинки «Хей, Джуд!», его, думаю, жена с прямыми распушенными волосами и их дочь. Девочка, на вид лет шести-семи и, очевидно, не без гимнастической подготовки, поскольку то, что она вытворяла с помощью родителя, не поддается описанию словами. Она стояла у него на плечах безо всякой поддержки. При этом раскачивалась из стороны в сторону и размахивала поднятыми вверх руками. В некоторые моменты малышка повисала у папы за спиной вниз головой и легко поднималась из этого положения в сидячую позу. Да и отец порой вертел ею, как хотел. Короче, девчушка была самой, что ни на есть соучастницей творческого процесса, разворачивавшегося у Эрмитажа. Оценив это, я подошел к милому семейству и подарил ему майку с памятным двустишием (одним из тех, что приведу ниже), посвященным Маккартни. Вы ошибетесь, если подумаете, что я сам был лыком шит! На мне красовалась изготовленная еще в Перми майка с кучей речевок-слоганов, сравнимая с битловским иконостасом. На груди столбиком было начертано следующее:
В России града нет на карте,
где не любили бы Маккартни!
Сегодня разве что койот
Маккартни здесь не подпоет!
Кто — в экстазе, кто — в азарте,
сольемся с песнями Маккартни!
С нами, Питер, громче гаркни:
круче «зажигай» Маккартни!
Со спины можно было прочесть еще три послания:
Я пришел сегодня долу
поклониться сэру Полу.
Прорычим для разогрева:
с нами — «Битлз» и Пол forever…
Пол, ты — абсолютно прав:
в жизни all you need is love!
И меня — «читали». А надо всем людским морем впереди туда-сюда «гуляли» два огромных флага с начертанными на них приветствиями тому же Маккартни…
Короче, два с половиной часа пролетели незаметно и действительно — в экстазе! Но судьба главный для меня подарок приберегла, как говорят, «на заглатку». Когда нашим любимчиком была спета для меня — программная вещь «Битлз» — композиция «Хей, Джуд!», и отзвучали песни «на бис», мы, понимая, что ждать уже нечего, в числе первых потянулись на выход к Дворцовому мосту. И пока мы проходили уже ненужные теперь милицейские кордоны. Пол успел покинуть площадь и сесть в приготовленный для него автобус. Всего этого, разумеется, нам видеть не было дано. И вот только мы подошли к переходу через дорогу вдоль набережной Невы, как справа показался автобус, прямо за лобовым стеклом которого, во весь рост, широко раскинув руки в приветствии, обращенном к поклонникам, рядом с водителем стоял сам ПОЛ!!!
И какие-то несколько секунд нас разделяли с ним около 10 метров! Перед отъездом я специально перешел дорогу в том же месте и замерил расстояние шагами. Вот так, как сказал бы Остап Бендер, сбылась еще одна мечта идиота… Кто из читателей этих заметок хочет и может — по-хорошему завидуйте и помните: All you need is love! А еще, если кто-либо однажды обратится к вам с приветствием «Hey Jude!», отвечайте — «Воистину!» Потому что это — воистину Великая и Правильная песня!
А напоследок, в подарок от меня, примите эту — «Битлз» we say today» (песня для старых и молодых битломанов для пения в компании на мелодию «Things We Say Today«).
Нам в 60-х Бог послал «битлов».
Мы их песни пели, но не знали слов.
Сорок лет минули,
Но не забыть тех славных дней,
И поем в июне: «Beatles» we say today!..
Пол уже немолод, Ринго — супер «стар».
Ушли в вечный холод с Джоном — Джордж. Их дар
Нам волнует души,
Также как прежде, если не сильней,
И звучит — не глуше: «Beatles» we say today!..
Припев: Summer tour of two thousand four
Сэр Маккартни, спасибо за то before!
«Girl», «Michelle» и «Come Together»,
«Yesterday», «Strawberry Fields Forever»*…
Нынче мы вернулись в этих песен мир.
С нами Пол Маккартни, мировой кумир.
Слушай сэра Пола
И пожёстче на все «забей»:
Пусть вся Русь услышит: «Beatles» we say today!..
*В слове «Strawberry» ударение ставить на «е».